КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Трейлер тактики Commandos: Origins демонстрирует обширную географию локаций Даже критики не устояли перед Stellar Blade Трейлер «Гладиатора 2»: Педро Паскаль, Дензел Вашингтон и Пол Мескал несут Риму пламя и кровь Глава Disney заявил, что цель компании — развлечения, а не повестка Дахён из Twice дебютирует на большом экране
← Все рецензии О фильмеВидеоКадрыПостеры / 1РазноеФанарт

Мальчик и птица

The Boy and the Heron

Всё будет хорошо

Жаль, что многие из нас уже никогда не посмотрят мультфильмы Миядзаки глазами ребёнка. И как же повезло тем, кто смог «Унесённых призраками» или, скажем, «Ходячий замок» пропустить через обе оптики — и как несмышлёный малый, и как взрослый.

Миядзаки говорит, что создаёт истории в первую очередь для детей, однако строит сюжеты так, чтобы и родителей не обделять контентом. Седой Хаяо-сан, курящий сигарету за сигаретой и по-старчески жалующийся на жизнь, всегда выражает в своих аниме монументальные идеи. И идеи эти в любой стране мира и в любую эпоху важны: гуманизм, экология, антимилитаризм, взросление, охрана культуры (нужное подчеркнуть).

Однако то самое волшебство миядзаковского мультфильма, к чему мы обычно применяем слово «сказка», в полной мере недоступно излишне рациональным, в силу возраста циничным дяденькам и тётенькам. А ведь и им порою хочется не задумываться о тонких материях и каждодневных заботах, а вновь проснуться весёлым мальчиком или девочкой и сходить в кино с родителями на выходных. Хочется посмотреть новый классный мультфильм, который привлекает уже на афише, не рассуждая о том, насколько великий мастер его режиссировал и какие «дискуссионные фугасы» для зрителя постарше он припас.

Если вы хотите идти на «Мальчика и птицу» с таким вот настроем, то поспешим вас огорчить — эта вещь куда более сложна и куда менее сказочна, чем другие ленты великого японского аниматора. «Мальчик и птица» вышел вещью в себе даже в большей степени, чем предыдущий проект Миядзаки — анимационный байопик об авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, в жизнеописании которого режиссёр замешал факты с вымыслом, историографический материал со своей фирменной рисованной фантасмагорией, собственные воспоминания и переживания юности с болячками целой страны накануне Второй мировой. То был очень важный для аниматора проект, и в те годы, когда он над ним работал, предполагавшийся как последний в карьере Хаяо.

С «Мальчиком и птицей» история повторяется с той лишь разницей, что торопливую новость об окончательном уходе на пенсию Миядзаки и его коллеги успели опровергнуть (старик продолжает работать в Ghibli и постоянно обсуждает с сотрудниками идеи новых мультфильмов). Да и в этот раз вместо банальной персональной отдушины мастер проектирует кое-что на порядок выше. И не смотрите на то, что нам презентуют безобидную, казалось бы, басню о том, как японский парнишка, переживший страшную потерю, пытается и подружиться с реалиями мира, охваченного войной, и спасти вселенную (и заодно пропавшую мачеху) от верной гибели в потустороннем мире где-то между жизнью и смертью.

Смотреть «Мальчика и птицу» — это как смотреть на Луну, которая внезапно повернулась к Земле своей теневой стороной. Вроде тот же серебряный кружочек в ночном небе с кучей кратеров, но если вглядеться, всё же какой-то не такой… На первый взгляд «Мальчик и птица», это в доску миядзаковское произведение. Странное волшебное место со своими странными волшебными законами, как в «Унесённых призраками», есть. Взгляд на быт Японии в самые тяжёлые годы эры Сёва, как в «Ветер крепчает», есть. Симпатичная пастораль, семья и милые монстрики-зверушки, как в «Моем соседе Тоторо», есть. Здесь нашлось место и для антивоенного послания в духе «Ходячего замка», и для удалого экшена, как в «Замке Калиостро», и для проблем рано повзрослевших детей, как в «Ведьминой службе доставки» на пару с «Рыбкой Поньо», и для сильных боевых женщин, как в «Навсикае» и «Мононоке», и для безудержной мощи стихии, как в «Небесном замке Лапута», и для лирики, как в «Порко Россо». С головой своего создателя выдают и примечательный визуальный стиль, и отменное качество анимации, которого может достигнуть только визионер уровня Миядзаки и только кропотливым трудом, когда над мультфильмом трудится большая команда в течение пяти, а то и более лет (производство «Мальчика и птицы» заняло около семи).

Так-то оно так, кроме одного очень важного момента: «Мальчик и птица» чересчур тороплив и негостеприимен по отношению к зрителю, который пришёл смотреть «новую сказку от дедушки Хаяо». Не сомневайтесь, вы получите бесподобную картинку и воодушевляющее наставление, за которые мы Миядзаки боготворили и продолжаем боготворить, но не получите зрительского продукта — вместо захватывающего дух анимационного аттракциона получите многослойное произведение, в котором интерпретация смыслов и трепанация нарратива стоят выше зрелища. «Мальчик и птица» — это анимация, созданная с расчётом на то, что вы обязательно пересмотрите её, дабы лучше вникнуть в происходящее и разобраться во всех спрятанных там премудростях. Это мультфильм, про который можно сделать много очень крутых и содержательных видеоэссе. Такое хочется разбирать по кирпичику. Таким хочется наслаждаться, в такое хочется погрузиться, вот только удовольствие от этого аниме получит не столько ваш внутренний ребёнок, сколько внутренний искусствовед, жаждущий чего-то авангардного.

Чем более личным для режиссёра оказывается проект, тем больше в нём решений вопреки комфорту аудитории и наперекор удобоваримости. От этого полотно не становится хуже. Скорее наоборот, своей уникальностью и инаковостью на фоне других работ автора становится более ценным экспонатом — если не исповедью творца, то неожиданным откровением или вдохновляющим напутствием. Многие магнум опусы в истории кино и анимации оказывались именно такими — выдающимися произведениями, которые ставили целью не настроиться на одну волну со всем миром, а во всей полноте раскрыть внутренний мир своего создателя тем, кто готов и желает открыться ему в ответ.

Последний проект Миядзаки, если он всё-таки и в самом деле окажется последним (не забываем о том, что Хаяо скоро исполнится 83 года, и никто из нас не молодеет), безудержно красив, невероятно глубок и замечателен по всем параметрам, кроме параметра всеядности. «Мальчик и птица» — во всех отношениях большое событие и для студии Ghibli, и для Миядзаки, однако не шибко значительное для зрителя, который пришёл в кинотеатр только лишь балдеть от формы, а не поражаться глубинам содержания.

Поделиться:
Сергей Чацкий
5 декабря 2023

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
81%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 618: «Блиндаж», «Манкимэн», настоящий лицехват, зомби в Средневековье, «Артур, ты король»
 
9Ноль кадров в секунду – 524: Цифровой отсос
 
 
7ЕВА – 579: Плохие положительные тесты
 
3Телеовощи – 546: Та самая серия
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 617: «Мятежная Луна 2», «Полночь с дьяволом», «Омен. Непорочная», отмена «Кинокритика»
 
2Ноль кадров в секунду – 523: Пробки вдохновения
 
1ЕВА – 578: Большая круглая невинность
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме