Метагалактический мегакинопортал
Тёмный Феникс заново вселится в своего каноничного носителя Немножко беременна Антихристом: новый трейлер ужастика «Омен. Первое знамение» Лео Бонарта в «Ведьмаке» сыграет Шарлто Копли Аарон Экхат опять изображает экшен-героя в трейлере фильма «Глава резидентуры» Режиссёр «Безумного Макса» пытался увидеть плюсы в конфликте Тома Харди и Шарлиз Терон на съёмках «Дороги ярости»

Авиатор

The Aviator

Работа над ошибками

После сугубо личного проекта «Банды Нью-Йорка» — дорогущего долгостроя, провалившегося в прокате и по-свински проигнорированного киноакадемиками, — Мартин Скорсезе возвращается с кино публичным. «Авиатор» посвящен свершениям легендарной фигуры американской и голливудской истории 30−40-х годов XX века − летчика, кинорежиссера и всеобщего любимца Говарда Хьюза.

О причинах неуспеваемости

Неуспех «Банд Нью-Йорка» малоудивителен. Ведь там весьма недвусмысленно указывалось на то, чьими руками и из какого материала сложен фундамент демократии. Свободная Америка, оказывается, ковалась из мяса и грязи на конвейере войны и в массовых побоищах между этническими группировками на улицах первобытного Нью-Йорка. Ай-яй-яй, а в школе-то другому учат! Вполне естественно, что чопорная и политически корректная в таких вопросах Киноакадемия решила ограничиться только номинациями (хотя «Оскар» просился и для Скорсезе, и для гениально сыгравшего Дэй Льюиса). И вот маэстро, очевидно, утомленный борьбой за свой предыдущий фильм (о сражениях Скорсезе с продюсером Miramax Вайнштейном за каждый доллар бюджета и за каждый сантиметр отснятой пленки ходили легенды), решил сделать всем приятное и обратился к истории жизни безусловно яркого человека, уважаемого и почитаемого (особенно, в Голливуде) как символ целой эпохи.

Крепкий стиль…

Насколько «Авиатор» слабее «Банд Нью-Йорка», настолько же больше у него шансов обналичить на этот раз все свои многочисленные номинации на премию «Оскар». Под слабостью здесь следует понимать не какие-то художественные изъяны. Их тут, в общем-то, нет. Скорсезе − мастер психологического портрета в динамике, раскрывающегося на протяжении длительного временного промежутка. К житиям различных персонажей, вымышленных и реальных, он обращался не раз, и сейчас отточенная техника ему не изменяет: три часа повествования пролетают как один. К тому же сценарий выгодно выделяется на фоне других кинобиографий, тактично оставляя за скобками вероятно непростое детство и немощную, безумную старость Говарда Хьюза и концентрируя внимание на богатой событиями и удивительными победами молодости энергичного авиатора. Однако тактичность эта оказалась направленной не только на самого Хьюза, но и на зрителя. И именно это представляет проблему.

…и крепкая оболочка

Фильму никак не удается достичь нужного накала, той необузданности, которая била в цель и в «Таксисте», и в «Бешеном быке», и в «Хороших парнях». Все в «Авиаторе» слишком умеренно, режиссер будто нарочно одергивает себя и актеров, приглушает звук, ослабляет напряжение внутренней пружины. Иногда кажется, что продлись вот эта сцена еще несколько секунд − и, да, прорвется. Но не тут-то было: взмах ножниц, склейка, Скорсезе испугался. Ситуацию не в состоянии изменить ни экспрессивный Дикаприо, субтильное телосложение которого только подчеркивает мощь духа Хьюза, ни потрясающе преобразившаяся Бланшетт, ни детальное воссоздание съемок масштабных воздушных боев, ни монументальный саундтрэк Говарда Шора, звучащий отголосками его эпической работы на «Властелине колец».

При всех своих явных достоинствах «Авиатор» — чересчур правильное, скругленное и до блеска отполированное, а потому совершенно непроницаемое, и при этом, конечно, очень конформистское кино. Причиной тому может быть некий пиетет, испытываемый Скорсезе по отношению к личности Говарда Хьюза, а возможнл, и просто возраст: пожилой дядька и мягкий человек, он элементарно взял тайм-аут, чтобы отдохнуть от бытописания злых парней и грызни с продюсерами. В конце концов, он имеет право на передышку так же, как и на давно заслуженного «Оскара», которого мы ему и пожелаем. Ну а сами станем ждать, что последует за затишьем.

Обсуждение рецензии
16 комментариев
Поделиться:
Иван Яковлев
3 февраля 2005

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
50%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Стерильно»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Телеовощи – 548: Модный приговор
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 619: «Годзилла: Минус один», «Судная ночь в Аркадии», месяц без пираток, бутылка Дуэйна Джонсона
 
3ЕВА – 580: Росиу был (не) прав
 
0Телеовощи – 547: Кринж для всех возрастов
 
0Ноль кадров в секунду – 525: Устаревающие новости
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 618: «Блиндаж», «Манкимэн», настоящий лицехват, зомби в Средневековье, «Артур, ты король»
 
9Ноль кадров в секунду – 524: Цифровой отсос
 
 
7ЕВА – 579: Плохие положительные тесты
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии