Метагалактический мегакинопортал
Карточный геймплей в новом ролике «Бессмертный. Сказки Старой Руси» Космическая Мишель Йео на первом кадре из фильма «Звёздный путь: Секция 31» Новый фильм Гая Ричи с Генри Кавиллом не смог обойти в прокате даже стареньких «Годзиллу и Конга» Экшен «Пацан против всех» с Биллом Скарсгардом использует самые разные стили боевых искусств (видео) «Инцидент Дарвина» — анонс экранизации манги про разумного шимпанзе

Статский советник

Советуем

Признайтесь — вы же не повелись на этот довольно странный слоган «Игры кончились, теперь — настоящий Фандорин в настоящем деле», верно? С подобными высказываниями вообще лучше быть поосторожней — особенно в стране, где «Турецкий гамбит» заработал почти 20 миллионов нерублей только в прокате. Фанаты бероевского Фандорина могут не понять, обидеться, да и устроить «Статскому советнику» бойкот — чтобы неповадно было с неуважением высказываться об их кумире.

И попробуй докажи, что на самом деле все так и есть — в фильме Филипа Янковского действует изрядно повзрослевший, возмужавший, заматеревший, хладнокровный, слегка высокомерный и рассудительный Фандорин. Одним словом — настоящий. Уже не «породистый щенок», как выразился о протагониста «Турецкого гамбита» режиссер Джаник Файзиев, но настоящий опытный волкодав, который не заорет при виде взрывчатки, не будет несколько месяцев возиться с выявлением антагонистической личности, и уж тем более не станет так отчаянно теряться при общении с девушкой, которая испытывает к нему нежные чувства.

Надо сказать, что Олег Меньшиков со своей ролью справился блестяще, и казавшаяся кому-то кощунственной замена одного отличного актера другим — ничуть не менее замечательным — пришлась как нельзя кстати. Наглядевшись на нового Фандорина, вы рискуете пережить острейший приступ респектабельности: попробуете подражать благородной меньшиковской осанке, начнете задирать нос, научитесь презрительно бросать хамам «Извольте назвать меня на вы», приобретете дурную привычку отмахиваться от назойливых людей гениальной фразой «Вы мешаете мне дедуктировать» и дадите себе зарок сохранять спокойствие в любой, даже самой дрянной ситуации.

Таков местный протагонист — любить и жаловать не просим, лишнее это. Противостоять обаянию главного героя «Статского советника» решительно невозможно — чертяка то и дело откалывает какой-нибудь номер из ряда вон, утверждая свою славу уникума, чуть ли не сверхчеловека. Бероевский Фандорин был ничуть не хуже, просто то был совсем другой Фандорин. Очень важно это понимать.

Другие герои

Втройне трудно поверить, что образ, созданный Меньшиковым, оказался не превалирующим. Он колоритен, он врезается в память: иными словами, он великолепен. Но у «Статского советника» в рукаве — полная колода тузов. Да что там, берите выше — джокеров! Князь Пожарский — инкогнито из Санкт-Петербурга в исполнении Никиты Михалкова — буквально оттяпывает львиную долю зрительской симпатии и беззастенчиво кладет ее в карман. Кажется, Никита Сергеевич намеренно долго не баловал широкую аудиторию своим присутствием на большом экране − не иначе, копил силы, чтобы стать главным украшением в фильме Филиппа Янковского.

Показательно несерьезный, постоянно валяющий дурака генерал Пожарский ни в чем не уступает Эрасту Фандорину — ни в интеллекте, ни в обаянии. Человек тысячи масок, который никогда не показывает настоящее лицо — такова сущность героя Михалкова. Для каждого из окружающих у него в запасе подходящий случаю и месту образ: проштрафившегося охранителя, допустившего гибель министра, он стращает ссылкой, чтобы вдохновить на рытье земли носом, начальника Губернской жандармерии доводит до отчаяния, пообещав сослать на Камчатку, вокруг Фандорина вьется лисом. А потом за какие-то несколько минут вербует террориста Рахмета, да так образцово-показательно, что задолго до титров тянет отбить руки аплодисментами.

Не стоит удивляться, что рецензия на «Статского советника» началась с перечисления актерских достоинств — как-никак, главная достопримечательность фильма. И вовсе не потому, что спецэффекты, перестрелки и сложные каскадерские трюки — это инструменты, которых чурается Филипп Янковский. Просто здесь они не всегда к месту. Другой жанр — другие правила игры. Приключенческое кино для многократного семейного просмотра — и серьезный детектив с месседжем. Как говорится, почувствуйте разницу. Замыленный оператор с языком за спиной не гонится за эффектными кадрами: сцены по большей части статичны, но когда обстоятельства требует — ой-ей, только держись.

У «Статского советника» хоть и нет в резерве даже самой завалящей батальной сцены, зато вполне хватает своих Моментов. Фандорин без устали преподносит сюрпризы — то в оздоровительных целях устроит кендо-дуэль на деревянных катанах с якобы слугой японцем Массой, то стильно-показательно увернется от нескольких выстрелов с близкого расстояния. А заставит нужда в лице Боевой Группы — красивейшим образом сиганет с крыши на мать сыру землю. Не Давид Белль, конечно, но ведь и мы не во Франции.

Угадайка

Не стоит забывать и об основном механизме «Статского советника» — интриге, которая легко запутывает зрителя в подозрениях. К сожалению, Борис Акунин — автор первоисточника и сценария в одном лице — не стал менять фигуру главного злопыхателя и мерзавца, так что читавшие книгу смогут наконец-то почувствовать законное превосходство перед менее «образованной» публикой. Дождавшиеся же экранизации получат массу удовольствия, ведя расследование на пару с Фандориным.

К слову, сюжет очаровывает не только детективной линией: за ней скрывается грандиозность происходящего, без малого судьба Отечества, зависящая от людей — живых людей, которых обуревают любовь, горе, стремление к власти, желание изменить существующий порядок вещей. Мир «Статского советника» таков, что от решения одного человека зависит очень-очень многое. Это, конечно, наивно и весьма далеко от реальности, но очаровательно.

Вопрос на двадцать миллионов долларов: выдюжит ли «Статский советник» супротив «Турецкого гамбита» в прокате? Осмелимся предположить, что детище Файзиева окажется на высоте, поскольку среднестатистический зритель ограничится одним просмотром последнего эпизода фандориады и вернется домой, чтобы вновь добровольно поддаться гипнозу взрыва на поле с подсолнухами.

Но среднестатистических в рядах КГ-читателей, конечно же, нет. Удачного неоднократного просмотра.

Обсуждение рецензии
217 комментариев
Поделиться:
Михаил Судаков, Юрий Лущинский
20 апреля 2005

Охуительно! 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
82%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 621: «Претенденты», провал «Каскадёров», «Марс Экспресс», «Дом у дороги 2», новая «Планета обезьян»
 
0Ноль кадров в секунду – 527: Два кубика чая
 
 
5ЕВА – 582: Истинное учение о попаданцах
 
0Телеовощи – 549: Много финалов
 
0Ноль кадров в секунду – 527: Два кубика чая
 
7Лазер-шоу «Три дебила» – 620: «Министерство неджентльменских дел», «Эбигейл», приквел «Властелина колец», убытки студии Disney
 
3ЕВА – 581: Сказочный японский школьник
 
0Телеовощи – 548: Модный приговор
 
1Ноль кадров в секунду – 526: Кнут и гильотина
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 619: «Годзилла: Минус один», «Судная ночь в Аркадии», месяц без пираток, бутылка Дуэйна Джонсона
Ещё

Новые комментарии