КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Звезда «Джона Уика 4» раскритиковал драки в экшене «Дом у дороги» с Джейком Джилленхолом «Зло» наступает в трейлер четвёртого сезона мистического триллера К динозаврам и Скарлетт Йоханссон: в «Мир Юрского периода» зовут звезду сериала «Бриджертоны» Новый патч Tomb Raider I-III Remastered привносит 155 улучшений Война и стройка — появился релизный трейлер 7 Days to Die

Пиковая дама: Чёрный обряд

Обязательная программа

Ужастики – они как комедии. Стоят недорого, а успех зависит от качества сценария, мастерства исполнения и оригинальности подхода. Вот какая-нибудь «Пила» или «Паранормальное явление» при скромных даже по меркам отечественного кино бюджетах сумели и кассу собрать, и фан-базой обрасти, и сиквелов наплодить. Казалось бы, у жанра были все шансы прижиться и на российской почве, чтобы править бокс-офисом наравне с вышеупомянутыми комедиями. Ан нет — всякие там «Мёртвые дочери» всё норовили забить на заявленную жанровую принадлежность и показать зрителю недра болезненного и унылого режиссёрского сознания, а какой-нибудь «Путевой обходчик» или «Ведьма» и вовсе травмировали зрительское чувство прекрасного своей вопиющей, но совершенно беззубой неадекватностью.

Так каким же из двух проторенных отечественными недохоррорами путей идёт «Пиковая дама: Чёрный обряд» (в девичестве «Спекулум») – артхаусной ереси или клинического неадеквата? Как ни странно, ни тем, ни другим. «Пиковая дама» отличается от всего, что делалось в жанре на постсоветских территориях, непоколебимой верностью жанровым канонам и яростным нежеланием изобретать велосипед в вопросах запугивания зрителей.

Так что в глобальном плане ни о каком жанровом прорыве иди даже крошечном сдвиге речи не идёт, а «Пила» с «Паранормальным явлением» упомянуты просто для красного словца: фильм – совершенно стандартная, использующая проверенные поколениями сюжетные ходы и соответствующие жанровые клише история про людей, к которым привязывается злобная призрачная нечисть. Просто очень качественно исполненная. Спектр ассоциаций самый широкий – от «Женщины в чёрном» и до «Мамы».

Режиссёр и сценарист Святослав Подгаевский (который, похоже, искренне любит и понимает жанр) уверенно откатывает «обязательную программу» для жанра, при этом все элементы исполняет на удивление грамотно, не позволяя зрителю скучать и каким-то чудом заставляя опостылевшие штампы действительно работать. Неведомая хрень в зеркале в ванной? Мурашки побежали. Неведомая хрень в автомобильном зеркале заднего вида? Заставила вздрогнуть. Неведомая хрень в маленьком карманном зеркальце? Пикабу!

С динамикой и связностью повествования всё в порядке (ну, на приемлемом для жанра уровне), взрослые персонажи большую часть времени ведут себя вполне вменяемо, подростки ведут себя как подростки. По-хорошему мрачное звуковое сопровождение и сочная картинка (никаких вам бледных светофильтров) задают и поддерживают правильную жуткую атмосферу (при этом пикабу-моментов на фильм всего парочка, включая тот самый с зеркальцем), а антураж тесных квартир в отечественных новостройках придаёт фильму достаточно индивидуальности, чтобы не получилось сходу спутать его с американскими собратьями по жанру.

А ведь спутать можно было бы – ощущение, что смотришь русское кино (в плохом смысле), пропадает довольно быстро, качество исполнения тому способствует. Спецэффекты тоже не подкачали, и хотя главную страхолюдину показывают далеко не сразу и поначалу мельком, сам внешний вид здешнего монстра внушает, а грамотная постановка маскирует все технические шероховатости. Что до актёрской игры, то взрослые (а главные герои здесь именно они, а не подростки, как могло показаться из трейлера) вполне справляются и лишь кое-где переигрывают; с тинейджерами всё несколько хуже (не считая рыжей милахи), но самые раздражающие из них довольно быстро убывают из повествования, а прочие отправляются на второй план.

На выходе получается очень крепко сбитый, но не хватающий звёзд с неба жутик – здесь промо-кампания, на удивление, не соврала. В мировом масштабе – просто очень качественный образец жанра, куда интереснее какой-нибудь «Джезабель». Для отечественной индустрии – натуральное откровение, раньше у нас ничего подобного и на таком уровне не делали. Определённо, режиссёру Подгаевскому надо продолжать снимать хорроры – получается всё лучше и лучше.

   
   
Обсуждение рецензии
21 комментарий
Поделиться:
Владислав Никиткин
12 сентября 2015

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
75%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 618: «Блиндаж», «Манкимэн», настоящий лицехват, зомби в Средневековье, «Артур, ты король»
 
9Ноль кадров в секунду – 524: Цифровой отсос
 
 
7ЕВА – 579: Плохие положительные тесты
 
3Телеовощи – 546: Та самая серия
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 617: «Мятежная Луна 2», «Полночь с дьяволом», «Омен. Непорочная», отмена «Кинокритика»
 
2Ноль кадров в секунду – 523: Пробки вдохновения
 
1ЕВА – 578: Большая круглая невинность
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме