Метагалактический мегакинопортал
Стрёмный трейлер ужастика «Кукушка» обещает безумие и кровищу D.O. из Exo сообщил о скором камбэке Прокатчик «Джея и Молчаливого Боба: Перезагрузки» выпустит летом новый фильм Кевина Смита (фото) Суровый Джаред Падалеки на свежем постере «Уокера» «Третий лишний» Сета Макфарлейна получил второй сезон

Лабиринт Фавна

Pan's Labyrinth

Великий сказочник

Говорят, что когда рождаются великие сказочники, звезды падают с небес, леса поют а капелла, а подземные реки выходят из берегов. Если вдруг выяснится, что 9 октября 1964 года жители мексиканского городка Гвадалахара в массовом порядке наблюдали подобные явления, мы ничуть не удивимся. Потому что именно в этот день на свет появился Гильермо дель Торо — будущий режиссер от бога и сказочник, каких поискать.

«Лабиринт Фавна», впрочем, едва ли можно назвать сказкой в привычном понимании этого слова. Эта история — не из тех, что вам захочется показать своим малолетним детям, если вы уже удосужились ими обзавестись. Гильермо не считает понятия «сказочность» и «детство» синонимичными; родственными — да, безусловно, но не более того.

Жестокостей в фильме не так чтобы очень много, но хватает — в некоторые моменты отчаянно хочется закрыть глаза или на пару секунд оказаться дома, под бабушкиным одеялом. Иногда режиссер добивается своей цели натуралистичностью, но чаще всего — игрой с нашим воображением.

Увидели кожистого безглазого товарища за столом с яствами, заприметили груду детской обуви неподалеку, сложили два и два, содрогнулись. Взглянули в глаза капитана Видаля, приготовившегося пытать пойманного партизана, вздрогнули снова — в предчувствии того, что станет с несчастным парнем через несколько часов. Воображение — чрезвычайно мощная штука, и некоторые режиссеры этим нагло и умело пользуются.

История маленькой Офелии, ко всему прочему, еще и не из тех, что завершаются не обязательно произнесенными, но непременно витающими в воздухе словами «И жили они долго и счастливо». Все куда сложнее, все куда реалистичнее, а значит — все куда лучше, чем можно было себе представить. Гильермо не склонен врать и заигрывать со своим зрителем, поэтому показывает реальность такой, какая она есть (или могла быть) на самом деле.

Если вы наивно полагали, что «Лабиринт Фавна» — это сказка с вкраплениями настоящей жизни, то готовьтесь к жестокому разочарованию: все обстоит с точностью до наоборот. Волшебные приключения Офелии остаются практически незамеченными обитателями нашего мира — у них и без того хлопот полон рот. Одни гоняют по лесам партизан, лелея мечты о наследнике, другие ценой риска для своей жизни повстанцам помогают, а третьи тщетно пытаются как-то ужиться с садистом-мужем, попутно убеждая себя и близких, что «так будет лучше».

Требовать от двенадцатилетней девочки подвигов, на которые приходится идти взрослым, конечно же, неразумно — в конце концов, правило «от каждого по способностям» еще никто не отменял. Однако сложно не заметить, что задания, которые выдает принцессе подземного царства древний козлоногий Фавн, отражаются в реальной жизни — как сутью своей, так и последствиями.

В обоих мирах для того, чтобы стать волонтером добра, требуется недюжинная отвага; в обоих мирах собственная оплошность может послужить причиной гибели невинных существ; в обоих мирах готовность помогать другим прописана в генокоде порядочных людей.

А что Офелия так легко общается с волшебными созданиями, которых в упор не хотят замечать остальные — так это само собой разумеется. Дети — существа куда более склонные к настоящей Вере, нежели взрослые. Происходящим в фильме событиям, правда, можно дать и несколько иное объяснение, однако думать в этом направлении почему-то совершенно не хочется.

За роскошной оболочкой фильма (никто, надеюсь, не забыл, что дель Торо — бесподобный визуализатор? Тогда не стоит заострять на этом внимание) скрывается не одна, не две и даже не три морали, идеи, сути — называйте, как хотите. Заметить лишь одну или не заметить вовсе — значит, расписаться в собственной невнимательности. Назвать какую-то из них наиглавнейшей, возвысив ее над остальными, — значит, отвесить режиссеру сомнительный комплимент. Гильермо не для того старался, чтобы зритель, выйдя из темного кинозала и задумчиво почесав подбородок, выдал глубокомысленное: «Фашисты — козлы!»

«Лабиринт Фавна» — вообще довольно серьезная встряска для разума и чувств. Как это водится в отличных фильмах, скучать ни приходится ни секунды, причем чем ближе к финалу, тем большую остроту принимают разворачивающиеся события. Последние полчаса — это сплошные нервы и эмоции, еще раз эмоции и снова нервы. Под очаровательную музыку Хавьера Наваретте история близится к своей развязке, а уж понравится ли она зрителям или нет — на то воля фавнова. Хотя, положа руку на сердце, ну кому она может не понравиться? Не бывает таких людей.

Говорят, что когда в наш мир заглядывает настоящее Кино — красивое, умное, захватывающее, доброе и печальное — у ремесленников от целлулоида, имя коим — легион, в массовом порядке случаются продолжительные обмороки, зверская мигрень и полная потеря работоспособности.

И если вдруг окажется, что в день премьеры «Лабиринта Фавна» больницы оказались под завязку забиты всевозможными увеболлами — мы этому не только не удивимся, но даже слегка расстроимся. Очень жаль, что такие чудеса не происходят ежедневно.

Обсуждение рецензии
138 комментариев
Поделиться:
Михаил Судаков
1 декабря 2006

Охуительно! 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
87%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Юрий Лущинский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
3ЕВА
 
 
0Телеовощи – 548: Модный приговор
 
1Ноль кадров в секунду – 526: Кнут и гильотина
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 619: «Годзилла: Минус один», «Судная ночь в Аркадии», месяц без пираток, бутылка Дуэйна Джонсона
 
3ЕВА – 580: Росиу был (не) прав
 
0Телеовощи – 547: Кринж для всех возрастов
 
0Ноль кадров в секунду – 525: Устаревающие новости
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 618: «Блиндаж», «Манкимэн», настоящий лицехват, зомби в Средневековье, «Артур, ты король»
Ещё

Новые комментарии