КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Снова одинокий волк: в третьем сезоне Ричер лишится прекрасных напарниц Окровавленный Том Круз куда-то мчится на съёмках экшена «Миссия невыполнима 8» (фото) Карина из Aespa официально извинилась перед фанатами Космическая Мишель Йео на первом кадре из фильма «Звёздный путь: Секция 31» Появился новый ролик файтинга Street Fighter 6, посвящённый Акуме

Кровью и потом: Анаболики

Pain and Gain

Мужское начало
Наверное, не стоит особо заострять внимание на том очевидном факте, что Майкл Бэй в принципе не способен снимать маленькие фильмы. «Анаболики» являются скромным проектом лишь в воображении тиранозавра-режиссёра; хотя если вспомнить «Трансформеры» и прочие армагеддоны, то поговорка «всё познается в сравнении» приобретает какой-то особенно глубокий смысл. В истории про аферистов-бодибилдеров в любом случае чувствуются привычные для постановщика гигантизм, размах и некоторый дефицит чувства меры.

Интереснее тут другое. Весьма любопытно отношение автора картины к пресловутой американской мечте. Дело в том, что сам Бэй в каком-то смысле является её олицетворением — человек пришёл к богатству, всемирной славе и возможности круглые сутки напролет снимать моделей Victoria's Secret и чудовищно тупые блокбастеры. И вдруг этот товарищ начинает источать грубый сарказм и откровенно издеваться над себе подобными.

Дэниэль Луго, главный герой «Анаболиков», искренне считает, что жизнь его недостаточно вознаградила — он красив, накачан и предприимчив, но вот с материальным достатком почему-то не складывается. По концепции американской мечты человеку любого происхождения по силам добиться всего — работоспособность социальных лифтов своеобразным образом доказывают герои гангстерских фильмов вроде «Крестного отца» или «Лица со шрамом». Тут, конечно, у Луго фундаментальная ошибка — в национальной идеологии речь явно идёт о трудолюбии и сообразительности, а не похищениях, вымогательствах и расчленении плохо работающей электрической бензопилой. В итоге у туповатого протагониста получается какая-то новорусская мечта — не горбатиться в условном офисе (в данном случае — в спортзале), а, наворовав, рассекать на спорткаре на зависть другим неудачникам, подсчитывая пассивные доходы.

Так вот — Бэй как-то слишком уж откровенно иронизирует над недалёкими качками. Герои выставляются настолько невероятными кретинами, которым судьба благоволит всеми (не)мыслимыми способами, что к середине истории уже сам зритель сознательно желает им как можно более мучительной кары. Ну а словосочетание «тупые бараны», кажется, звучит с экрана раз десять, ярким маркером ещё раз подчеркивая отношение режиссёра к своим персонажам. И в случае с Майклом Бэем всё это отдает откровенным лицемерием и явным злорадством.
   
   
Несмотря на общий фарс происходящего на экране (в самый сюрреалистический момент всплывает надпись «Да — это всё ещё основано на реальных событиях») «Анаболики» сложно назвать смешным фильмом. Тут, пожалуй, уместно сравнение с «После прочтения сжечь» — забавно становится скорее от осознания происходящего, а не от конкретных шуток или диалогов. Хотя интеллигентные Коэны — это ювелиры от кинематографа, а Бэй, уж простите, всё равно остается дровосеком с трёхметровой секирой.

Многие почему-то считают, что у режиссёра получились малобюджетные «Трансформеры», где металл заменили мышцы и силикон. С визуальной точки зрения параллель, конечно, верная, но нам кажется, что тут стоит копнуть глубже. Извините за пошловатую аналогию, но «Анаболики» — это фильм про мужской член. Дэниел Луго невероятно напоминает эрегированное достоинство — он в напряжении, рефлексирует и порой не представляет, куда себя вставить.

Как и у члена, у героя тоже единственная и примитивная мотивация – добраться любым способом до желанного места. Когда он достигает промежуточной цели — особняка в престижном районе и высокого статуса среди благосостоятельных соседей — Луго/член немного расслабляется. Но затем природный инстинкт вновь даёт о себе знать, и персонаж принимается за старое. Это символизм самого простого мужского начала невероятно подходит — тоже ноль мозгов и почти бессознательное стремление в известном направлении.

Более пассивные персонажи Энтони Макки и Скалы, в свою очередь, похожи на сателлиты-яички. Последнее, что характерно, больно врождённым раком (по сюжету – запредельным дебилизмом), поэтому становится источником как минимум половины проблем всего генетального триумвирата.

Разумеется, такой символизм у Майкла Бэя мог получиться лишь неосознанно – один австрийский врач был бы в полном восторге от этой картины. Тем не менее, «Анаболики» всё равно остаются лучшей работой режиссёра за семь лет. Хорошая актёрская игра, пусть немного буксующий, но не тривиальный сюжет и на редкость мощный заряд классовой ненависти сверху вниз.
Обсуждение рецензии
63 комментария
Поделиться:
Евгений Кузьмин
2 мая 2013

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
85%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Юрий Лущинский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
2Лазер-шоу «Три дебила» – 618: «Блиндаж», «Манкимэн», настоящий лицехват, зомби в Средневековье, «Артур, ты король»
 
9Ноль кадров в секунду – 524: Цифровой отсос
 
 
7ЕВА – 579: Плохие положительные тесты
 
3Телеовощи – 546: Та самая серия
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 617: «Мятежная Луна 2», «Полночь с дьяволом», «Омен. Непорочная», отмена «Кинокритика»
 
2Ноль кадров в секунду – 523: Пробки вдохновения
 
1ЕВА – 578: Большая круглая невинность
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме