КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Первые отзывы на «Фуриосу» появились на Rotten Tomatoes Новая группа Rescene готовится к дебюту Нив Кэмпбелл официально вернётся в «Крик 7» под режиссурой сценариста оригинала Экшен «Пацан против всех» с Биллом Скарсгардом использует самые разные стили боевых искусств (видео) Продолжение отличной адаптации «Стража» Алексея Пехова уже отправилось в типографию

This War of Mine

Другая война

Можно ли достучаться до игрока и пробудить в нём сильные эмоции без длинных катсцен и рельсового сюжета? Ну что вы, глупости какие. Не напрасно же известные компании тратят миллионы на интерактивное кино и водят игроков за ручку по заботливо сконструированным (псевдо)реалистичным декорациям – не дураки же они, в самом деле? Просто нельзя иначе: или к умным – или к красивым; или месседж – или геймплей. Ведь правда?

Поначалу This War of Mine разочаровывает. После пробирающего до дрожи тизера (In war not everyone is a soldier) – простенькая выживательная механика, лишённая, кажется, сюжета вовсе? Да вы издеваетесь. Стоило ли делать бессюжетную игрушку (пусть даже весьма неплохую и затягивающую), которая своего ролика просто-напросто недостойна? Такие мысли приходят в голову на первом часу игры, но им не стоит верить.

Она раскрывается постепенно. И самое главное – не бросаться переигрывать после каждого фейла, ресурсного тупика, расстрелянного персонажа… Тот случай, когда сложность игры не идёт ей в минус, потому что для получения впечатлений, вложенных создателями, совсем не обязательно выигрывать. Даже наоборот. Именно в те моменты, когда всё плохо, когда персонажи, загибаясь от голода, холода и ран, впадают в депрессию, ссорятся и теряют волю, в полной мере ощущаешь безнадёгу и отчаянье этих людей, волей случая собравшихся в заброшенном доме и пытающихся хоть как-то выжить. Гражданских, которые не хотели войны и которым война не рада. В их войне нет ураганных перестрелок, эффектных батальных сцен и воодушевляющих речей. А есть страшные зимние дни без лекарств, еды и дров. Есть опасные ночи, в которые надо перечисленное найти или отобрать. Есть попытки спасти больных и раненых и долгие разговоры с теми, кто махнул на всё рукой. Потому что кто-то должен не только добывать припасы и кормить остальных, но и спать хотя бы иногда. На следующий день всё повторится – однако с другим персонажем, поскольку первый устал и сдался, успев привести в чувство кого-то ещё… И снова по кругу. А потом больные всё-таки умрут, а оставшийся в живых повесится, не вынеся одиночества. Простенькая механика, говорите?

Они ведь все непозволительно живые, эти двухмерные человечки, в них веришь больше, чем в иных прописанных и прорисованных персонажей с десятками диалоговых часов за плечами. Немного контекстно-зависимых фраз, заметки в дневнике, похожие на старые фотографии фоны и случайные события, моральные дилеммы перед игроком (тоже простые: отдать лекарства соседским детям – или вылечить кого-то из своих; ограбить относительно богатых и не способных к сопротивлению стариков – или уйти ни с чем) и реакция персонажей на них – вроде ничего сложного, но складывается в достоверную иллюзию жизни. Быть может, достоверную как раз благодаря своей простоте.

   
   

Пожалуй, это редкая игра, которая обращается не к разуму, а к эмоциям и помогает означенные эмоции прочувствовать. Но самое ценное – то, что она адресует своё послание через геймплей. Через тот самый простенький микроменеджмент, выбор «Взять или не взять», шкалу эмоционального состояния персонажей и случайные ситуации «В вам постучались в дверь» – все перечисленные мелочи создают эффект присутствия, и рождается ощущение, что там, за стеклом – живые настоящие люди. Разумеется, подобное явление не ново, и игр гораздо более впечатляющих и эмоциональных немало. Но за то, что добились такого эффекта без единой катсцены, развесистых деревьев диалогов и стен поясняющего текста, 11 Bit Studios можно поаплодировать. Учитесь, все те, кто уверен, что достучаться до сердца игроков можно только превратив произведение в книгу или фильм, а геймплей годится лишь для щекотания центров удовольствия в мозгах. Истории в «песочницах», собранные из деталек-событий и решений игрока, тоже бывают весьма впечатляющими.

This War of Mine – потрясающе атмосферная вещь, в которую скучно выигрывать и страшно проигрывать. Но тем, кто хочет почувствовать себя в шкуре обычного человека, выживающего в военное время, второе категорически показано. Ради этих жутких моментов и стоит играть. И мирного неба над головой вам всем.

Обсуждение обзора
7 комментариев
Поделиться:
Ольга Архипова
10 декабря 2014

 
Оценка автора
Игра
Читательский рейтинг
88%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 621: «Претенденты», провал «Каскадёров», «Марс Экспресс», «Дом у дороги 2», новая «Планета обезьян»
 
0Ноль кадров в секунду – 527: Два кубика чая
 
 
5ЕВА – 582: Истинное учение о попаданцах
 
0Телеовощи – 549: Много финалов
 
0Ноль кадров в секунду – 527: Два кубика чая
 
7Лазер-шоу «Три дебила» – 620: «Министерство неджентльменских дел», «Эбигейл», приквел «Властелина колец», убытки студии Disney
 
3ЕВА – 581: Сказочный японский школьник
 
0Телеовощи – 548: Модный приговор
 
1Ноль кадров в секунду – 526: Кнут и гильотина
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 619: «Годзилла: Минус один», «Судная ночь в Аркадии», месяц без пираток, бутылка Дуэйна Джонсона
Ещё

Новые комментарии