КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Пол Атрейдес дерётся с Фейд-Раутой в свежем промо-ролике «Дюны 2» Звезда «Джона Уика 4» раскритиковал драки в экшене «Дом у дороги» с Джейком Джилленхолом Рецензия и отзывы на игру Millennia Новая песня (G)I-DLE вызвала волну критики в Корее Уилл Смит и Майкл Б. Джордан придумали несколько крепких идей для сиквела «Я — легенда 2»

Тайлер Рейк: Операция по спасению 2

Extraction 2

Боевые псы

На фоне успехов четвертой части «Джона Уика» зрители забывают, что серия не всегда была чехардой экшен-сцен с минимумом сценарного клея между ними. В оригинальной картине история подаётся в гармонии с боевым видеорядом, что наряду с мастерством исполнения и обеспечило франчайзу долгую жизнь. Конечно, продолжения не могут похвастаться даже граммом глубины и драматичности (какой бы она ни была) первого фильма, предлагая взамен бездумный аттракцион изобретательного экшена. Аналогичная участь постигла и Тайлера Рейка, специалиста по спасению, сиквел о похождениях которого уже вышел.

Чтобы понять, почему так получилось, нужно вспомнить о классической трёхактовой структуре сюжета. В первом «Тайлере Рейке» (равно как в «Джоне Уике») сперва дают экспозицию: вводят персонажа, объясняют его непростое прошлое, омрачённое трагическими потерями, ставят перед ним новые цели и дают мотивацию. В процессе персонаж развивается в соответствии с дугой характера: и вот уже прожжённому наёмнику важно не столько получить честно причитающиеся барыши, сколько спасти несчастного заложника-мальчонку, пусть даже ценой собственной жизни. Такое вот искупление, драматический финал, придающий одномерному действу шекспировскую глубину.

Сиквел все эти старания благополучно херит: Тайлер Рейк умер, но потом ему полегчало. Спасительная жертва нивелируется, накал страстей спадает, а впереди маячит ещё одна спасательная операция — точно такая же, только другая. Но как замотивировать уставшего после последней миссии наёмника? Деньгами? Мелочно. Нужна штука помощнее «Фауста» Гёте — и в ход идут вытащенные задним числом из кармана семейные узы.

Только вот такая откровенно дешёвая и невзыскательная попытка сыграть на чувствах не работает. Причина — развитие персонажа. Зритель уже познакомился с Тайлером Рейком, проникся его печалью, прошёл с ним путь искупления в коррумпированной бангладешской столице. Трёхактовая структура даёт сбой, потому что экспозиция уже пройдена — нужен более творческий подход. Мастер сиквелов Джеймс Кэмерон в подобных ситуациях вводил новых персонажей и ставил их в отличные от оригинала условия — речь, конечно, о втором «Терминаторе» и «Чужих».

Вот и Джо Руссо на пару с Сэмом Харгрейвом стоило бы подыскать более утончённый подход. Например, начать не с титульного персонажа, а с пленников, которые подвергаются ужасам заточения в грузинской тюрьме, раскрыть их характеры и непростую историю. А уже потом, примерно на двадцатой минуте фильма, в кадр с треском и грохотом ворвался бы наёмник, чтобы всех спасти. Всего-то делов — сместить акцент и показать историю глазами не Тайлера (как в первой серии), а спасаемых им людей.

Но творцы выбрали лёгкий и прямой путь: вот тебе, мистер Рейк, очередная миссия — иди и покажи им там The Mother of Kuzma. А чтобы не пришлось тратить время на рефлексию и очередную эмоциональную привязанность к экстрадируемым, их сразу назначают без пяти минут племянниками героя по линии бывшей супруги.

Высвобожденное таким образом сценарное время пустили на благое дело — хронометраж экшена. Но даже так его оказалось мало — пришлось раздувать длительность аж до двух часов. Собственно, экшен — это лучшая часть фильма, что для боевика неудивительно. Нельзя сказать, что всё получилось идеально: постановщики изо всех сил хотят сделать «Вау», а получается сдержанное «Ну, норм, чё…».

Некоторые моменты уже раскрыли в многочисленных трейлерах и промо-материалах. О пресловутой сцене якобы без монтажной склейки не говорил только ленивый. Согласно заветам Джо Данте, в фильме есть взрывающийся вертолёт — даже два, надо же как-то цифру в названии оправдывать. По уровню неубиваемости главный герой обошёл даже терминатора — Т-800 хотя бы морду расцарапали. Единственным аналогом для прочности Рейка может выступить только «Додж» Доминика Торетто — такой же непоколебимо незыблемый.

С «Форсажем» «Операцию по спасению» роднят не только IDDQD и красная нить семейных отношений, но и тотальная идиотия происходящего. Бандиты, способные назначать руководителей одной маленькой, но гордой страны, и устраивать полноценные боевые действия посреди мегаполиса другой маленькой, но гордой страны, почему-то вынуждены прятать родственников в тюремных застенках. Неужели недвижимость на Бали так подорожала? Такая художественная условность идёт вразрез с умеренным реализмом оригинала.

От второй «Операции по спасению», несомненно, можно получить постыдное удовольствие — если отключить мозг и не обращать внимания на сонм глупостей, несуразиц и нелепостей, превосходящих по численности безликих противников Тайлера Рейка. В конце концов здесь есть фантастический экшен — и речь сейчас не об уровне реализации. А подобные фильмы как раз и смотрят ради действа.

   
   
Поделиться:
Алексей Абросимов
18 июня 2023

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
64%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
3ЕВА
 
 
0Телеовощи – 548: Модный приговор
 
1Ноль кадров в секунду – 526: Кнут и гильотина
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 619: «Годзилла: Минус один», «Судная ночь в Аркадии», месяц без пираток, бутылка Дуэйна Джонсона
 
3ЕВА – 580: Росиу был (не) прав
 
0Телеовощи – 547: Кринж для всех возрастов
 
0Ноль кадров в секунду – 525: Устаревающие новости
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 618: «Блиндаж», «Манкимэн», настоящий лицехват, зомби в Средневековье, «Артур, ты король»
Ещё

Новые комментарии