КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Топ-30 лучших женских кей-поп групп на март 2024 года Карл Урбан и Джеффри Дин-Морган посылают ясный сигнал на свежем кадре «Пацанов» Таргариены против Таргариенов на постерах второго сезона «Дома Дракона» «Джокер 2» определился со своей музыкальной ориентацией Стриминг Netflix разрешил снимать триллер про ракетный удар по Америке

Блондинка

Blonde

Every baby needs a da-da-daddy

Сразу развеем сомнения относительно пикантного содержания «Блондинки»: тема сисек раскрыта, а вот за всем остальным лучше сходите на профильные интернет-ресурсы с непристойными дипфейками. Это даже близко не «Нимфоманка», хотя, признаемся, жести на сексуальной почве тут хватает и без неприкрытой демонстрации гениталий.

Наличие у фильма возрастного рейтинга NC-17 не гарантирует присутствия в нём откровенной порнухи, равно как и имя Эндрю Доминика в графе «режиссёр» не сулит зрителю ничего, кроме презрения, ибо с хейтерами у него разговор короткий: «Не нравится кино? Тогда закрывайте Netflix и шагайте на *** отсюда!»

Картины австралийского постановщика никогда не шли на компромисс с публикой. Люди насмотренные загодя подозревали, что человек, превративший историю отчаянного грабителя эпохи Дикого Запада в меланхоличную поэму о закомплексованных мужичках («Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»), с биографией Мэрилин Монро церемониться явно не будет. Тем более что «Блондинка», во-первых, не столько байопик, сколько артхаусный триллер, а во-вторых, жизненный путь главного секс-символа всея «Золотого Голливуда» лента изображает по-импрессионистски, игнорируя энциклопедический подход. Вместо последовательного изложения фактов — перенос на экран спекуляций и слухов. Не хроника превращения простодушной шатенки Нормы Джин Бейкер, читавшей Достоевского и Чехова, в суперзвезду Мэрилин Монро, а эксплуатационное кино о том, как тяжело быть женщиной, на которую гоняют лысого чуть ли не все мужчины на планете.

Извращённая абстракция. Под стать бумажному первоисточнику — роману Джойс Кэрол Оутс, описывающему жизнь Монро не языком исторического исследования, а через попытку передать субъективный опыт Мэрилин, через описание чувств и ощущений живой куклы, недолюбленной и окружённой похотью. Благо для Оутс и Доминика, на долю самой желанной девушки Америки выпало немало испытаний, а её персона до сих пор влечёт к себе мистификаторов. Одни считают, что Монро скрыла от прессы с десяток абортов, другие утверждают, что она снималась в порнофильмах и трахалась (не единожды) с 35-м президентом США Джоном Кеннеди.

Из подобных эпизодов почти трёхчасовая «Блондинка» и состоит: из секса, секса без согласия, прерванных беременностей, сеансов ББПЕ и истерик на съёмочной площадке. Будто режиссёр, листая альбом с реальными фотографиями звезды, вглядывается в каждую и размышляет, какая грязная сплетня о Монро к какому снимку подошла бы. Ну а дальше магия кино оживляет потёртые фотокарточки, обложки календарей и негативы папарацци — насколько точно в фильме воссозданы самые узнаваемые облики Монро, вы могли отследить по промо-материалам проекта. Даже начинается «Блондинка» с косплея той самой сцены из «Зуда седьмого года», где красотка придерживает своё «летящее» белое платье над вентиляционной шахтой.

Если вдруг кто засомневался: от байопика тут практически ничего нет, а реальные исторические фигуры, мелькающие в кадре, присутствуют в фильме не для раскрытия истории, а в большинстве своём ради сношения и ментального насилия над Монро, которую так старательно отыгрывает Ана де Армас (пророчим ей хренову тучу номинаций в категории «Лучшая женская роль» — кубинка в самом деле постаралась на славу).

Создаётся впечатление, что действие «Блондинки» разворачивается в параллельной вселенной, где воплотились самые скверные слухи и домыслы о закулисной жизни Мэрилин. Там продюсер Дэррил Занук молча насилует бедняжку на первой же деловой встрече, а сын Чарли Чаплина на пару с отпрыском Эдди Робинсона в два смычка жарят главную героиню, словно с издёвкой окликая её по имени — Норма. Где тут сопереживание родственных душ, а где брачные игры? Без ста грамм не разберёшься. И лишь скромные очкарики вроде Билли Уайлдера (Монро играла в его фильме «В джазе только девушки» и вышеупомянутом «Зуде седьмого года») или Артура Миллера (известный драматург и третий муж Монро) не спешат присунуть Мэрилин — по крайней мере, не делают этого в кадре.

«Эпатаж и эксплуатация», — скажете вы. Эндрю Доминик ответит: «Художественная интерпретация». Этому утверждению вторит умалишённый монтаж «Блондинки», то спонтанно переходящий из цветного изображения к монохрому, то резко меняющий соотношение сторон, то подключающий к делу цейтрафер и субъективную камеру, как у Stromae в клипе Alors On Danse. Салат из операторских приёмов всех мастей намекает, что у Мэрилин Доминика серьёзные беды с башкой, и её картина окружающей действительности мало чем отличается от мировосприятия шизофреника. А чего вы ещё ожидали от «потаскухи», которая спит со всеми подряд, каждого своего хахаля называет папочкой (родного отца малышка Норма не знала, из-за чего горевала и в детстве, и взрослой) и разговаривает с эмбрионами внутри собственной утробы?

Есть что-то общее между «Блондинкой» и мрачными работами киноклассика Ингмара Бергмана. В психологических триллерах о дисфункциональных семьях, травле, насилии и борьбе с внутренними демонами, которые сумрачный шведский гений снимал в прошлом веке, ощущается сам режиссёр, его стремление высвободить накопившуюся внутри жестокость на плёнку. Уж лучше так, чем вымещать злобу на первом встречном. Кажется, для Доминика «Блондинка» стала тем же самым — отдушиной и вымещением обиды, яростным неприятием того факта, что женщина в шоу-бизнесе и во времена Монро, и сегодня рискует если и не быть пущенной по кругу оравой продюсеров, то как минимум стать жертвой унизительной объективизации. Именно аудитория повинна в том, что лицедеям по ту сторону экрана приходится подавлять истинных себя не только перед камерой, но и в реальной жизни. Именно аудитория, по мнению Оутс и Доминика, виновата в том, что таланты шатенки Нормы Джин Бейкер на хрен никому не сдались в отличие от притягательных форм блондинки Мэрилин Монро.

Мысли-то неглупые. И формат плюс-минус подходящий. И Эндрю Доминик никогда не боялся экспериментов, а Ана де Армас, в чём с самого начала никто не сомневался, — смелая и сильная актриса. Однако «Блондинка», одновременно изобретательная и мерзкая, одухотворённая и бессмысленная, за 166 минут хронометража утомляет похлеще телеверсии бергмановской нетленки «Фанни и Александр», которая длится, напомним, пять с лишним часов.

Тут не надо гадать. Просто старина Ингмар свои пессимистичные притчи брал исключительно из головы (никаких книжных адаптаций) и каждый свой фильм снимал так, будто это последний проект в его жизни. Ну а Доминик, судя по всему, стремился не magnum opus создать, а удобрить фестивальную почву неоднозначной лентой о жизни неоднозначной персоны, чья насыщенная биография свелась к скачкам на членах и шприцам с бензедрином — провокация есть, результата нет.

   
   
Поделиться:
Сергей Чацкий
4 октября 2022

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
49%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
3ЕВА – 581: Сказочный японский школьник
 
0Телеовощи – 548: Модный приговор
 
1Ноль кадров в секунду – 526: Кнут и гильотина
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 619: «Годзилла: Минус один», «Судная ночь в Аркадии», месяц без пираток, бутылка Дуэйна Джонсона
 
3ЕВА – 580: Росиу был (не) прав
 
0Телеовощи – 547: Кринж для всех возрастов
 
0Ноль кадров в секунду – 525: Устаревающие новости
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии