КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Тёмный Феникс заново вселится в своего каноничного носителя Человеку-пауку придётся остановить перерождение Зловещей шестёрки Marvel отпразднует 60-летие Сорвиголовы Ноль кадров в секунду. Выпуск 521: Пенис-терминатор От Кена до спасителя Земли: стало известно, когда Райан Гослинг не даст человечеству сгинуть

Олдбой

Oldboy

Точка перегиба

Пьяница и раздолбай О Дэ-Су одним дождливым вечером, отсидев в полицейском участке за хулиганство, зашел в телефонную будку, чтобы позвонить домой. Поговорив, он уступил трубку своему брату, а сам исчез. Запертый неизвестными в грязной квартире, он проведет пятнадцать лет в полной изоляции, питаясь жареными пельменями, колошматя по стенке и вспоминая имена своих недоброжелателей. А потом столь же неожиданно он окажется на свободе, и это станет для него еще большим испытанием, чем необъяснимое многолетнее заключение.

Эволюция

Один музыкальный критик в обзоре, посвященном диску со звуковой дорожкой к «Oldboy», заметил, что нелегко писать о такой музыке, не впадая при этом в безудержный пафос. Честно говоря, я бы сказал даже больше: трудно рецензировать фильмы, подобные «Oldboy» Чхан-Ук Пака, не ударяясь в восторженную патетику, столь присущую западной прессе. Поэтому я, пожалуй, не стану рассуждать о «первобытной энергии», «поэтическом насилии» (конечно, все это имеется) и прочей ерунде, ставшей уже общим местом при разборе восточного кино. Тем не менее, правда заключается в том, что «Oldboy» — это фильм, который пропускать категорически нельзя независимо от того, как вы относитесь к азиатскому кино вообще и к корейскому кино в частности. И дело тут не только, да и не столько в том, что Чхан-Ук Пак получил за него Гран-при в Каннах. Этот факт вполне можно считать случайностью − председателем жюри мог оказаться и не Квентин Тарантино. Впрочем, награда эта более чем заслуженная, и вот почему.

«Oldboy» знаменует вступление корейского кинематографа во всем его великолепии в новую эру. Чхан-Ук Паку удалось перевести его из ранга занятной экзотики в положение полноправного участника мирового кинопроцесса, срезом которого и является Каннский фестиваль. То, что раньше представляло интерес для узкого круга синефилов, отныне является достоянием широкого зрителя, при этом (что важно) ни в коем случае не понижая планку. Подражательство западным и восточным соседям, шоковый кич и молчаливая медитативность сменились изящными цитатами, настоящим действием, нешуточным саспенсом и прекрасными актерскими работами. Многослойность ассоциаций и «кросскультурных ссылок», а также переполненные могучим символизмом сцены прилагаются.

Форма и содержание

Формально «Oldboy» считается еще одной историей о мести, входя в незаконченную пока трилогию («Сочувствие господину Месть», «Oldboy», «Сочувствие госпоже Месть»). На деле же он гораздо сложнее и вообще отвлеченнее, чем, скажем, опусы того же Тарантино или даже шедевральный «Гнев» Тони Скотта. Если «Oldboy» и посвящен теме мести, то он о том, что месть не приносит облегчения, о том, как она разрушает человека, сводит его с ума. И ожесточившийся главный герой, готовый после пятнадцати лет заключения молотком раскрошить голову всякому обидчику, и его антагонист, затеявший свою изощренную игру, фактически являются действующими лицами классической трагедии (пусть и разворачивающейся в декорациях манга-триллера): давний конфликт, череда интриг, роковые обстоятельства и, наконец, совсем уж шекспировская, кровавая кульминация. А в классической трагедии, как известно, нет победителей и побежденных − одни только жертвы.

К Шекспиру тянется и еще одна метафорическая ниточка. Мин-Сик Цой, актер с богатым театральным прошлым (игравший, как говорят, и Гамлета), исполняет главную роль О с таким размахом, что мурашки по спине бегут. Уже одно только перевоплощение из пьянчужки в отчаянного каменнолицего Монстра, способного уложить пару-тройку головорезов при помощи обломка зубной щетки, удается ему настолько потрясающе, что не сразу понимаешь: это один и тот же человек. А потом, постепенно проводя своего героя через все стадии безумия, Цой доводит игру до предельного (а лучше сказать, до беспредельного) накала.

Отвлекся

Перечитывая написанное, поймал себя на том, что начинаю умничать и сбиваюсь в ту самую цветистую истерику, от которой вначале пытался отмежеваться. И это притом, что далеко не все достоинства кинокартины очерчены: есть еще и завораживающие вступительные титры, и масштабные рукопашные бои, и рассыпанные тут и там многочисленные отсылки — к кому бы вы думали? − к Дэвиду Финчеру! Плюс абсолютно гениальная музыкальная тема − голливудские композиторы кусают локти.

Однако знаете что? Все эти замечательные вещи заслуживают восхищения как раз потому, что они меньше всего напоминают поток сознания какого-нибудь самородка или ксерокопию популярного сюжета. Это скорее похоже на детали тщательно продуманной композиции и правильно подобранные краски, которые складываются в законченное, самобытное и, безусловно, талантливое произведение. И именно в связи с этим хочется, чтобы публика перестала, наконец, умиляться или очумело распахивать от удивления глаза при взгляде на картинки художественно одаренного дитяти, за которое до сих пор принимали корейское кино. Господа, смотрите: дитя-то уже подросло и мастерски пишет настоящие полотна.

Обсуждение рецензии
7 комментариев
Поделиться:
Иван Яковлев
16 ноября 2004

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
95%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду
 
 
2ЕВА
 
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 614: «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», «Кунг-фу Панда 4», дипфейковый Юрий Никулин
 
2Ноль кадров в секунду – 520: Консоль на патриотизме
 
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме