Метагалактический мегакинопортал
Спин-офф «Игры престолов» про Джона Сноу мёртв Рецензия и отзывы на сериал «Fallout» «Мы из будущего» превратились в «Блиндаж» от Ильи Куликова (трейлер) Стрёмный трейлер ужастика «Кукушка» обещает безумие и кровищу Как Стивен Кинг завещал: новый комикс от автора «30 дней ночи» расскажет мрачную ретроисторию

Дневной дозор

Первая херня года

Есть такая примета — как Новый год встретишь, так его и проведешь. Благодаря Тимуру Норуахитовичу Бекмабетову и Сергею Васильевичу Лукьяненко сотоварищи, старт киногода-2006 получился бодрым до зевоты. Хороший вкус, хорошее начало!

Пафосная рекламная кампания беззастенчиво готовила нас к грандиозному событию, к премьере априори легендарного блокбастера, который порвет все любое, начиная с постера «9 роты» и заканчивая «Турецким гамбитом». Не сказать бы, что ваш дежурный рецензент испытывал по таковой причине завышенные ожидания и алкал мультиоскароносного шедевра мировых масштабов. Упаси боже, он питал лишь закономерное любопытство — чем больше шкаф, тем громче он падает.

Как и писал Юрий Лущинский полтора года назад в своей рецензии на «Ночной дозор», киноиндустрия страны еще не дозрела до производства картин такого уровня, и господам продюсерам лучше призадуматься над целесообразностью поспешной экранизации следующего «дозорного» романа Сергея Лукьяненко и потратить толику бюджетных денег на полезный препарат «губозакатин».

Но увечная маркетологическая машина отечественного агитпрома уже была запущена на полную мощность — раскрученный франчайз следовало дергать за вымя. Голливудские контракты и уход первой экранизации на Запад раздули самомнение правообладателей и подстегнули амбиции — дескать, снимем сейчас так, что Джордж Лукас обосрется: будут вам и мелодрама, и эпик, и триллер и экшен с модными спецэффектами под крышкой одного гроба.

И ведь сняли. Умудрились слить в одно корыто все вышеозначенные жанры в надежде состряпать громче, выше и красивее. Хотели (ведь хотели, правда?) как лучше, а получилось как всегда. Выше головы не прыгнешь, особенно если голова эта находится в заднице. Ну слили, а дальше что? Сейчас разберемся.

Главенствующей захотели сделать мелодраму, ради чего пустили по сюжету центральной нитью лав-стори, которую являют в странных подчас ипостасях — то в виде, например, лесбийской сцены при деятельном участии душевого шланга, то в виде получасовой Финальной Пьянки, в ходе которой невменяемый герой Хабенского в лапах необъятной бабищи пытается что-то втолковать Светлане, а то и в виде Кубка мира по перетягиванию Городецкого. Очень подходящий стержень для молодежного трэша «про любовь», но бог с ним — не будем придираться к словам, пусть называется «лав-стори».

За «эпик» играют две команды — армия электриков в светлых трусах и две-с-половиной нетрезвые личности в трусах темного цвета. Светлые играют на поле Темных — в гостинице «Космос», но жестких атак и контратак не производят, почти пассивно наблюдая за тем, как голкиперы разносят стадион и окресности на шарикоподшипники. Схватка изредка прерывается на рекламу предыдущего матча с участием рыцарей в латах. Болельщики в зале испытывают приступы нездорового дежа-вю и пытаются нащупать Эпичность, Размах и Масштаб. Тщетно.

А вот триллер, вы удивитесь, у Бекмамбетова получился неплохой — с основательно прописанной интригой вокруг Городецкого, с гендер-бендером, с погонями и даже с детективным элементом про «садовника, который всех убивал» — удовлетворится даже самый взыскательный синефил. Картину, кхм, оживляет и никелированное покрытие «под „Терминатора“» — с непременным Судным днем и попыткой перекроить историю. Браво, маэстро!

Еще одна немаловажная составляющая — «экшен с модными спецэффектами». Надо признать, означенные спецэффекты получились знатными, красивыми и грамотно сварганенными. Далеко не знатными получились их переизбыток, явные проблемы с дозировкой и «творческое заимствование» у Большого Голливудского Брата. Убойная доза «визуальных плюшек» скучковалась после экватора фильма и позволяет безошибочно перечислить кассеты с американскими блокбастерами, ходившие по рукам на съемочной площадке — тут вам и столкновение двух грузовиков на автостраде, и противостояние «Автобус Vs. Завулон», и охранник Витек, прописывающий Городецкому superpunch. Продолжить проверку киноэрудиции посмотревшие могут самостоятельно.

Отмахнемся от висящего на кончике языка оскорбления «все это смахивает на фанфик, отснятый в полном метре под аккомпанемент ублюдочного саундтрека с элементами Верки Сердючки» и двинем дальше.

От упреков в несоответствии книжному первоисточнику отделались по-македонски: повернулись к нему тыльной стороной лица. И лишь изредка поглядывали через плечо: дабы позаимствовать название, персонажей и коробочку с мелом. Попрекать за несоответствие стало просто глупо — хотя бы потому, что целлулоидное изделие не имеет с бумажным ничего общего.

И получился, собственно, трагикомический калека — родословной своей не признает, биографии не помнит и предпочитает выдумывать ее на ходу, а с жанровой самоидентификацией разобраться не в состоянии. Увечный даже плохо представляет, к какой целевой аудитории обращаться на «вы», а какой — на «эй, вы, сволочи». Ткнешься к фанатам лукьяненовской трилогии (простите, квадрологии — если считать своевременно залегший близ потребительских кошельков «Последний дозор») — могут пнуть, обидевшись за извращение над. Откроешь сердце и душу горемыкам, не видевшим в глаза «Ночной дозор» и книжек не читавшим — есть риск натолкнуться на стену глухого непонимания и серию вопросов: «что это за люди на экране?», «что такое Сумрак?», «а где здесь выход из зала?»

Сложно было сделать толковое представление «знакомых незнакомых» героев? «Гарри Поттер» справляется с этой немудреной задачей четвертый раз кряду на «отлично». Трудно было устроить «вводную» по Сумраку? Стажировка Светланы под руководством Городецкого — идеальный повод провести неискушенного зрителя по парочке его слоёв (не молча, галопом и за полминуты, как это было сделано, а именно провести).

Вот все это, вкупе с вышенаписанным, и способствует тому, что «Дневной дозор» вызывает самый легкодостижимый и самый неприятный эффект при просмотре — скуку смертную. Следить за рваным цирком-шапито с фриками, который устраивают перед нашими многострадальными глазами, и домысливать недосказанное нет ни единого стимула и ни малейшего желания. Знатный винегрет наворотили. Не переварится организмом — факт.

Обсуждение рецензии
90 комментариев
Поделиться:
Павел Минский
4 января 2006

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
67%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»

  • Юрий Лущинский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0ЕВА
 
 
3Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 614: «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», «Кунг-фу Панда 4», дипфейковый Юрий Никулин
 
2Ноль кадров в секунду – 520: Консоль на патриотизме
 
 
5ЕВА – 575: Путешествие Кино по наркотикам
 
7Телеовощи – 542: Межпространственный Чумазик
Ещё

Новые комментарии