КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Жан-Клод Ван Дамм против злобных русских в трейлере боевика «Тьма человеческая» Звезда сериала «Озарк» стала подружкой Человека-волка «Идущие на смерть» Роланда Эммериха показали свой тизер Counter-Strike 2 против Atomic Heart: шутер года по версии сайта VGChartz Stellar Blade — дневник разработчиков рассказывает, как родился редкий AAA-экшен из Кореи

Tomb Raider

Рождение охотницы

Есть подозрение, что когда-то новый Tomb Raider задумывался совершенно иной игрой. Игрой, посвящённой превращению юной неопытной искательницы приключений в матёрого мастера выживания, чувствующего себя куда уютнее в диких джунглях и заброшенных гробницах, а не среди живых людей и их технологических достижений. Игрой, в которой каждая экшен-сцена и каждое убийство – важный момент в становлении персонажа, а большая часть событий вращается вокруг сражения с силами природы и исследования неуютного, не жалующего людей острова.

Об этом говорит, например, возможность охотиться на животных. Эта геймплейная механика явно предназначалась для того, чтобы вынудить Лару добывать себе пропитание и восполнять жизненные силы за счёт убийства зачастую совершенно мирных существ. Увы, в финальной версии игры всё не так. Первого оленя изголодавшаяся героиня убивает со слезами на глазах, но уже через пару минут она начинает охотиться на животных просто для того, чтобы набраться опыта в убийствах. Никакой добычи еды, никакого лечения: Лара внезапно превращается в мясника, вырезающего всё живое в лесах просто для того, чтобы научиться делать это быстрее и эффективнее (и чтобы из шкур и костей животных добыть детали для улучшения оборудования – но это мелочь, деталей и без них хватает).

Или вот само повествование. Долгое время игра пытается вести себя серьёзно и подмазываться к тем новомодным произведениям, что используют интерактивность видеоигр с целью серьёзно поговорить о вопросах человеческой жестокости, важности каждой жизни, влияния убийств на убийц, и тому подобном… но чем дальше, чем больше и кровавее расправляется Лара со злодеями, и когда игра заканчивается красивой надписью «Survivor is Born» («Родился мастер выживания»), остаётся только грустно покачать головой. Родился солдат. Родился киллер. Родился наёмник. Родился полководец. Родился охотник. Родился хищник. Да много как можно назвать то, кем новая Лара становится в конце своего пути – благо игра рассказывает действительно достойную историю становления интересного персонажа (пусть даже мисс Крофт – единственная заслуживающая внимания личность среди кучи ходячих штампов). Но Survivor – одно из самых неудачных определений, какое можно ей дать.

На первый взгляд эти мысли могут показаться достаточно бессмысленными размышлениями в стиле «Если бы да кабы». Но вопрос даже не в том, что в погоне за экшеном нас лишили потенциально необычной игры о выживании на опасном острове – ну лишили и лишили. Но эти отголоски от старых идей плохо стыкуются с новым произведением. И сложно отделаться от подозрения, что и геймплей был бы лучше, не трать авторы время на создание живности, а история стала бы намного более цельной, будь она изначально написана под становление воина, а не «мастера выживания».

Как знать, может авторы нашли бы время и на то, чтобы слегка подредактировать историю в зависимости от того, ищет ли Лара разбросанные по острову дневники, или нет – а то как-то странно видеть, как она сначала читает разгадку к тайнам острова, а потом через пару часов с шоком вычисляет ЕЁ ЖЕ путём эдакой «археологической дедукции».

И раз уж речь зашла о напрасных попытках вышедшей игры держаться за старые идеи: местные гробницы – форменное издевательство. Миниатюрные комнатки с одной физической недоголоволомкой, прохождение которых зачастую занимает не больше времени, чем неспешный проход по узкому линейному коридору, следующий перед и после каждой из гробниц. Даже «Принцы Персии» то и дело шиковали более сложными по дизайну комнатами, что уж говорить про оригинальную серию Tomb Raider! Понятно, конечно, что без этих карликовых комнатушек пропал бы и смысл звать игру «Расхитительница гробниц»… Но может оно было бы и к лучшему? Этой серии так и так давно следовало переименовать себя в Lara Croft Something-Something.

   
   
   
   

…Есть подозрение, что идея «собрать почти все основные проблемы игры в начале текста» была не самой разумной – очень сильный получится контраст… Однако ж нате вам: Tomb Raider хорош. Иногда даже отличен. Видите ли, почти всё перечисленное – вещи второстепенные, в то время как сердцевина проекта проработана замечательно. Не оригинально, да – это довольно хамская смесь Uncharted и новых приключений Бэтмана. Но вот что интересно: начав воровать механики этих двух игр, Tomb Raider получил три, а не две разновидности геймплея. Иногда перед нами чистокровный Uncharted с сиськами. Иногда – этакий «Arkham на природе». Но зачастую особенности Uncharted и Arkham Asylum сходятся вместе, образуя достаточно необычное сочетание – и именно в такие моменты дебют новой Ларисы начинает восхищать особенно сильно… но давайте о всех трёх по порядку.

С копированием приключений Дрейка всё предельно просто: Tomb Raider то и дело отнимает у игрока сколь-нибудь серьёзную свободу, заставляя то бежать, то ползти, то взбираться, то с боем пробиваться по какой-нибудь предельно линейной местности, пока вокруг рушатся деревни, горят замки, и всякими другими зрелищными способами исчезают в небытии красивые локации. Сделаны эти сцены мастерски (некоторые даже затмевают собой большинство эпизодов Unchared 2 и 3), а благодаря тому, что они составляют лишь сравнительно небольшой процент игры, а не её основу, они ещё и не надоедают. Вместо этого каждая скриптовая сценка воспринимается почти с той же радостью, с какой во времена PS1 детишки встречали каждый новый CG-ролик в очередной Final Fantasy.

Вторая часть – Batman, и тут всё чуточку сложнее. Следуя заветам Тёмного рыцаря, авторы добавили в новый Tomb Raider изрядную порцию «метроидвании». Постоянно пополняется список вооружения и гаджетов, открывая доступ ко всё новым локациям и секретам. Полный развилок остров поощряет свободное исследование, награждая опытом для прокачки и дневниками для лучшего понимания истории. А вооружение, даром что его количество достаточно ограничено, улучшается по мере игры, меняясь до того сильно, что его использование не надоедает почти до самого конца.

Есть, однако, одна деталь, позаимствованная у «Бэтмена» и ему подобных игр из рук вон плохо: собирательство. В то время как большая часть вопросов Загадочника требовала и мозги напрячь, и приобретённые за время игры навыки использовать, всевозможные артефакты, щедро разбросанные здесь по всему острову, не требуют ничего – подходи и бери. Их даже искать не надо: небрежное нажатие клавиши включает сверхзрение Лары, подсвечивающее всё необходимое. И в итоге вместо игры про искательницу древних ценностей выходит этакий симулятор уборщицы – унылый и беспощадный. Хорошо, что обязательной частью прохождения оно не является. Плохо, что авторы так безалаберно подошли практически ко всем необязательным элементам игры.

И быть бы Tomb Raider средненьким таким клоном пары шикарных серий (каковым она и кажется аж несколько часов), но потом происходит прекрасное: Лару впервые выпускают на достаточно просторную многоэтажную «арену». Локацию, по которой можно свободно перемещаться и влево-вправо, и вперёд-назад, и вверх-вниз, прыгая по скалам, пробираясь через окна, сигая с тросов… и убивая, убивая, убивая лезущих с разных сторон противников, не дающих подолгу задерживаться на одном месте. В линейности Uncharted нет ничего плохого, но когда те же механики накладываются на свободу и способности в духе «Бэтмена», перестрелки начинают играть совершенно другими красками.

С одной стороны Tomb Raider медленно разгоняется, теряет часть запала ближе к финалу, полностью проваливает финального босса, и паршивенько реализует большую часть необязательных элементов. Его наводняют шаблонные персонажи, предсказуемые сюжетные ходы и проблемы стыковки между игрой и заставками. С другой – это отличный экшен в интересном сеттинге. Его геймплей становится всё лучше и лучше с каждым новым элементом экипировки, не прекращая удивлять и радовать почти до самого конца. А в рамках банального в общем-то сюжета о Злом Культе рассказывается одна из лучших историй Становления за последние годы. Несмотря на отдельные натяжки, Tomb Raider наконец-то делает Лару Крофт человечной, интересной личностью, за приключениями которой интересно следить и которой желаешь успехов – и одно это дорогого стоит, учитывая невыносимость героини в прошлых играх.

И в конечном итоге достоинства значительно перевешивают недостатки. Tomb Raider – достойный старт для нового франчайза. Осталось исправить шероховатости, и тогда следующая часть может стать одним из главных шедевров наступающего поколения.

Обсуждение обзора
28 комментариев
Поделиться:
Лев Гринберг
16 апреля 2013

 
Оценка автора
Игра
Читательский рейтинг
88%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду
 
 
2ЕВА
 
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 614: «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», «Кунг-фу Панда 4», дипфейковый Юрий Никулин
 
2Ноль кадров в секунду – 520: Консоль на патриотизме
 
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме